Скорость удара в тхэквондо.
В Интернете много интересной информации о скорости полёта воланчика в бадминтоне, шарика в пинг-понге или мяча в теннисе, но не слова о скорости удара тхэквондиста.
Мы решили исправить это недоразумение и выяснить, с какой скоростью будут ждать удар наши соперники.
Для начала мы решили вспомнить, что же такое скорость и как её искать.
Скорость (часто обозначается V, от англ. velocity или фр. vitesse ) — векторная величина, характеризующая быстроту перемещения и направление движения материальной точки в пространстве относительно выбранной системы отсчёта .
Формула скорости не изменились с момента моего окончания школы, поэтому будем пользоваться ею: v = S / T . Где S – расстояние, а T – время.
Расстояние мы замерили рулеткой. От старта ноги до жилета соперника оказалось примерно 150 см. Чтобы узнать время, воспользовались видеокамерой с частотой съёмки 30 кадров в секунду. Расположили все это так чтобы получить максимально достоверные данные и стали замерять. На каждый удар спортсменов уходило по 5-9 кадров (таблица №1).
ФИО |
кадров |
Км/ч |
Максимальная скорость км\ч |
Насретдинов Ильмар |
9 |
18 |
54 |
Тимофеев Илья |
6.4 |
25 |
68 |
Сатретдинов Ильмир |
6.3 |
26 |
57 |
Шангариев Айдар |
7 |
24 |
39 |
Григорьев Иван |
6.2 |
26 |
36 |
Сайранов Юра |
5.9 |
27 |
79 |
Шангариев Ильдар |
6.4 |
25 |
42 |
Файрузова Зарина |
6.2 |
26 |
61 |
Канафина Рината |
6.2 |
26 |
81 |
Кутлуев Линар |
6.4 |
25 |
45 |
Аюпов Рустам |
6 |
27 |
91 |
Сулейманов Линар |
5 |
32 |
120 |
Сперва вычислим время потраченное на удар:
9 кадров / 30 кадров = 0.3 секунды.
5 кадров / 30 кадров = 0.1666666… секунды.
Теперь можно вычислить скорость удара:
1.5 метра / 0.3 секунды = 5 м/с
1.5 метра / 0.166666 секунды = 9 м/с
Метры в секунду нам не совсем понятны, поэтому переведём в км/ч:
5 * 3.6 = 18 км\ч.
9 * 3.6 = 32 км\ч.
Итак, скорость выполнения удара колебалась от 18 до 32 км\ч.
Это получилась средняя скорость. Просмотрев ролик ещё раз, я заметил, что на начало удара ушла большая часть времени, а после разгона, который длился примерно 50 см, последующий метр пути нога преодолевала за 1 – 3 кадра. Рассчитали ещё раз, получили максимальную скорость в 120 км\ч, минимальную 36 км\ч. Силу удара рассчитать оказалось сложно, поскольку неизвестна масса с которой бьётся удар. Можно только предположить, что в ударе участвует стопа и часть голени, которые у 50 килограммового спортсмена составляют примерно 5 кг. Соответственно сила равна 5 * 120 = 600 кг. Хотя этот результат не один уважающий себя тхэквондист признать не захочет и правильно сделает, поскольку в удар можно вставить весь вес тела. В таком случае сила возрастёт до 6 000 кг.
ВЫВОД:
1. Скорость выполнения удара колеблется у разных спортсменов от 18 до 32 км\ч.
2. Максимальная скорость ноги во время выполнения удара составила от 36 до 120 км\ч.
Из наблюдений: Средняя скорость не влияет на максимальную.
КБИ «Сокол» выпустил электронный вариант Дневника самоконтроля для спортсменов - тхэквондистов.
Программа предназначена для самоконтроля над состоянием здоровья и проверкой антропометрических данных спортсменов - тхэквондистов. Здоровье спортсмена напрямую зависит от получаемых нагрузок на тренировках и правильно планируемого тренировочного процесса. С помощью дневника-самоконтроля можно предупреждать ухудшение состояния здоровья и более качественно обеспечивать тренировочный процесс.
Самоконтроль состоит из простых общедоступных приемов наблюдения, складывается из учета субъективных показателей (самочувствия, сна, аппетита, желания тренироваться, переносимости нагрузок и т.д.) и объективных показателей (веса, пульса, частоты дыхания, роста.). Сегодня уже никто не сомневается в целесообразности самоконтроля. Самоконтроль необходимо вести во все периоды тренировки и даже во время отдыха. Самоконтроль имеет не только воспитательное значение, но и приучает более сознательно относиться к занятиям, соблюдать правила личной и общественной гигиены, режима учебы, труда, быта и отдыха.
Программа по вводимым данным определяет интенсивность прошедшей тренировки, состояние организма, антропометрические данные и представляет спортсмену ряд выводов.
Психологическая предрасположенность спортсменов - тхэквондистов к атакующим или защитным действиям в поединке.
Аминов А.Х.
Башкирский государственный педагогический университет.
Факультет физической культуры.
Ключевые слова: тактико-техническая подготовка, психогеометрия, педагогический эксперимент, тхэквондисты, атакующий и контратакующий психотип.
При всём разнообразии технической базы в тхэквондо, манера ведения поединков отличается использованием очень узкого арсенала технических приёмов с преобладанием силовых компонентов.
Повышение результативности использования индивидуальной техники борьбы на соревнованиях различного уровня возможно лишь при системном рассмотрении важнейших сторон как спортивной подготовки в целом, так и рациональности и целесообразности арсенала, применяемого спортсменом в поединке.
Объектом исследования нашей работы явился тренировочный процесс спортсменов занимающихся в спортивной секции тхэквондо.
Предметом исследования явилось влияние индивидуализации выбора тактических действий спортсмена, на основе его психологической предрасположенности к ведению поединка, в секции тхэквондо спортсменов второго года обучения.
Гипотеза исследования . Можно предположить, что подбор тренировочных средств, основанный на психологической предрасположенности спортсмена к ведению поединка, положительно влияет на тактико-технические действия и, как следствие, результативность.
Ход исследования.
На первом этапе спортсмены были разделены на экспериментальную и контрольную группы. В группах спортсменов был проведён психологический тест психогеометрии Дилленгера. Результаты тестирования позволили определить в экспериментальной группе: спортсменов склонных к атакующим или контратакующим действиям в поединке.
Было провидено первое тестирование тактико-технических действий спортсменов.
На втором этапе проводились тренировочные занятия. В контрольной группе тренировки проводились по стандартной методике. В экспериментальной группе применялась индивидуальная методика подготовки спортсменов. Разница методик заключалась в том что, в контрольной группе обучение и ТТП проводилась в парах, где оба спортсмена в одинаковой степени отрабатывали преимущественно защитные действия.
В экспериментальной группе спортсмены склонные к атакующим действиям, в большой степени работали над атаками, примерно 70% от общих нагрузок. А спортсмены с контратакующим психотипом, отрабатывали преимущественно защитные действия.
Для воспитания тактико-технической подготовки использовалось большинство методов спортивной тренировки применяемых в практике тренировок тхэквондистов:
1. Словесный метод;
2. Наглядный метод;
3. Метод строго регламентированного упражнения;
- разучивание атакующих и контратакующих комбинаций
- отработка комбинаций в снаряды
- отработка тактико-технических комбинаций с партнером.
- обусловленный спарринг
- отработка разучиваемых ТТК в спарринге
- спарринг со снарядами
- запланированный спарринг.
- различные спортивные спарринги
- товарищеские встрече
- соревнования.
После педагогического эксперимента, для оценки эффективности педагогических воздействий было проведено повторное тестирование тактико-технических действий.
На третьем этапе отрабатывались и анализировались полученные данные.
По полученным данным были произведены вычисления, которые показали, что улучшения показателей тактико-технических характеристик в экспериментальной группе являются статистически достоверными.
На основании выполненной исследовательской работы мы сделали следующие выводы: